Чего не хватает туристам для комфортных путешествий по России на машине

Чего не хватает туристам для комфортных путешествий по России на машине

Банк ДОМ.РФ и Финансовый университет при Правительстве РФ провели исследование, чтобы узнать, что важно для россиян, путешествующих на машине по России. Оказалось, что больше всего туристы ждут улучшения придорожной инфраструктуры. Однако эксперты по автопутешествиям соглашаются не со всеми выводами опроса. На самом деле туристам не хватает, как это часто бывает, денег.

По данным, предоставленным банком ДОМ.РФ, свыше 62% опрошенных отметили нехватку комфортных придорожных отелей, качественных кафе, туалетов и АЗС.

Но есть интересная ремарка: недовольных инфраструктурой меньше, чем тех, кому просто недостаточно денег на автопутешествия: тех, для кого главным препятствием остаются высокие цены на бензин и сами автомобили – 65%.

Также по данным этого источника, на автомобилях путешествуют 48% россиян. Чаще всего они едут на природу (41%), на пляжи (24%) или по экскурсионным маршрутам (20%).

Сколько россиян ездят в отпуск на машинах и сколько они на это тратят

Однако по данным аналитического агентства «Автостат», в 2024 году в России было зарегистрировано всего 46,36 млн легковых автомобилей. Большинство из них — достаточно старые: 69,2% машин старше 10 лет. При этом только 6,5% (3 млн) российского частного парка «легковушек» составляют новые автомобили возрастом до 3 лет.

Из совокупности этих данных следует вот что:

  • Безопасное путешествие на длительные дистанции, с большой долей вероятности, могут себе позволить около трети автовладельцев, может быть, чуть более, с учетом того, что не все машины возрастом больше 10 лет не подходят для дальних поездок. То есть, на самом деле, не более 15-20 млн. водителей. В одной машине могут ехать 2-3 человека, поэтому можно предположить, что безопасные поездки с любой целью на сколько-нибудь дальние расстояния в России могут совершать 40-50 млн. человек. И часть из них – дети.
  • Согласно цифрам, которые ранее озвучивал ВЭБ.РФ, 53% российских путешественников тратят на внутренние поездки до 45 тыс. рублей в год, и лишь 10% могут позволить себе бюджет свыше 115 тыс. рублей. Основной спрос формируют туристы с бюджетом до 75 тыс. рублей в год. То есть приблизительно 20-30 млн автотуристов чисто статистически не заплатят за «автоотпуск» более 45 тыс. рублей на человека (или около 100 тыс. на семью).
  • Проезд от Москвы до Анапы и обратно, например, на машине обойдется примерно в 40 тыс. рублей на семью – то есть примерно в половину этой суммы. А если турист решит поехать один, то «средний» бюджет будет примерно целиком потрачен только на дорогу. Отсюда следует, что многие российские туристы не могут себе позволить больших расходов даже на автопутешествия, которые традиционно принято считать «самыми бюджетными».

Новая придорожная инфраструктура увеличит расходы водителей

По оценкам президента федерации экстремальных и технических видов спорта Алексея Меньшенина, данные о том, что туристы преимущественно жалуются на недостаток придорожной инфраструктуры, входят в некоторое противоречие с фактами, свидетельствующими об ограниченном бюджете на путешествия.

Дело в том, что новая инфраструктура всегда требует повышенных затрат от инвесторов. Они, соответственно, должны окупаться. Поэтому цены в красивых и модных многофункциональных комплексах будут выше, чем в традиционном кафе с условным названием «У Анжелики». И водителям все равно придется выбирать: либо воспользоваться новой инфраструктурой, либо отдохнуть и поесть более бюджетно. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Зачем и куда ездят по России туристы на машинах

Как российскому туристу арендовать машину за границей: советы и цены

ТОП-10 интересных автомаршрутов в Подмосковье

Более актуальна на сегодня проблема безопасности на дорогах

Более актуальна на сегодня, говорит Алексей Меньшенин, проблема безопасности в широком смысле слова. В частности тот факт, что парк подержанных и стареющих машин в России растет (и в принципе составляет основу всего российского автопарка, как следует из данных «Автостата»). А это создает дополнительные риски на дорогах, особенно при перемещении на большие расстояния.

ДОМ.РФ со своей стороны отмечает, что 34% участников исследования отметили, что им не хватает хороших и безопасных дорог (34%), удобной навигации, четких дорожных знаков, точных данных в картах, стабильного GPS/ГЛОНАСС и интернета (30%).

С важностью именно этих проблем соглашается и г-н Меньшенин. Их главная особенность – они актуальны всегда, для всех, во всех регионах. Безопасности на дороге «много быть не может».

В то время как в отношении придорожной инфраструктуры и всех прочих особенностей автопутешествия есть много вопросов, для стратегически верных ответов на которые нужны более масштабные исследования, а не просто «опросы общественного мнения».

Потребности у автотуристов могут быть диаметрально противоположные

Хотя бы потому, что на данный момент в России не сформировано само понятие «автотуризма» и под него часто попадает любое перемещение на автомобиле. В то время как у разных категорий путешественников разная экономическая модель поведения, разные потребности и разные требования к инфраструктуре.

Вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин ранее говорил о необходимости рассматривать как минимум две широкие (и очень разные) категории автопутешественников.

Первая – это те, кто едет «из точки А в точку Б», например, из Екатеринбурга в Тюмень прицельно на горячие источники, или проще – из Рязани в Геленджик на пляж.

Вторая – это те, кто едет именно с экскурсионными целями: по Золотому кольцу, малым городам Свердловской области или Псков и Новгород из Петербурга – со множеством остановок, преодолевая относительно небольшие расстояния за день.

Особенности использования «придорожной инфраструктуры» для них тоже разные: первым нужно как можно быстрее преодолеть расстояние до курорта и они делают все, чтобы не задерживаться в дороге, разве что на еду и короткий ночлег. Вторым кафе и детские площадки возле трасс могут  и вовсе не пригодиться: они воспользуются АЗС, а за «досугом» отправятся в следующий пункт назначения.

Это не значит, что комфортные точки отдыха не нужны. Обе группы путешественников – вовсе не основа автомобильного потока на российских дорогах. Люди в основном едут «на дачи», причем не только расположенные в радиусе 100 км от города проживания. Это могут быть и поездки «в деревню» за 500-700 км, просто в гости, к родственникам или по любым другим делам.

То есть спрос на кафе и зоны отдыха, безусловно, с большой долей вероятности будет. Просто он совершенно не обязательно будет связан именно с «классическим» туризмом.

Но этой, третьей (и самой масштабной!) категории автомобилистов, с высокой долей вероятности не нужны будут гостиницы и какие-то особые достопримечательности по дороге – они совершают поездки с целями, совершенно отличными от познавательных.

С развитием придорожной инфраструктуры хорошо справляется малый бизнес

Само по себе «развитие придорожной инфраструктуры», конечно, начинание важно и интересное. И там, где на ней можно заработать, бизнес довольно давно и прочно занимается ее развитием.

Пример тому – трасса М-8 на участке от Москвы до Вологды – задолго до любых разговоров о продвижении автотуризма на государственном уровне она «обросла» кафе, мотелями, небольшими музеями в близлежащих городах и так далее. Видя востребованность услуг у потребителей, бизнес и сам вполне справляется с тем, чтобы этот спрос удовлетворять.

«На трассе М4 от Москвы до Черного моря тоже большое количество всевозможных предприятий питания и отдыха. Например, в Каменском Шахтинске (ровно посредине между Москвой и Сочи) более 200 гостиниц, хостелов и т.д. плюс несчетное число сдаваемых квартир. Много отелей в Павловске, уж не говоря о миллионном Ростове-на-Дону. На основном курортном направлении инфраструктуры много, проблема, как мне кажется, уже в пропускной способности самой дороги и нагрузке на нее. Много машин самого разного состояния и квалификации водителей не повышают безопасность всех участников движения», – говорит г-н Меньшенин.

А вот вопросы безопасности на дороге, качества трасс и проблема старения автопарка – это именно то, что малый и средний бизнес исправить не в состоянии. То есть для того, чтобы автотуризм развивался быстрее, на федеральном уровне стоит обратить внимание именно на эти аспекты. А мотели кафе без иронии «сами по себе» откроются там, где ехать будет безопасно и интересно.

Напомним, что создание комфортных и безопасных условий для авто и строительство необходимой для этого инфраструктуры заявлены основными целями Концепции развития автомобильного туризма в России до 2035 года.

Екатерина Тропова

Фото:

   

Источник: atorus.ru