Ждать осталось недолго. В Ростехе рассказали, когда авиакомпании наконец получат МС-21 и SJ-100

При этом расходы федерального бюджета на авиаотрасль могут значительно урезать

После поправок к федеральному бюджету на 2025 год расходы на авиаотрасль в стране могут существенно сократиться в отношении некоторых госпрограмм. Это может повлиять на сроки поставок отечественных самолетов авиакомпаниям, пишет газета "Коммерсантъ". Однако в Ростехе уверяют, что поставки МС-21 и SJ-100 ожидаются по графику.

По сведениям издания, федеральный проект "Производство самолетов и вертолетов" получит на 22,4 миллиарда рублей меньше, чем изначально планировалось (101,2 миллиарда рублей). Информация содержится в положительном заключении комитета по промышленности Госдумы на законопроект о поправках в бюджет. Часть денег проект недополучит из-за сокращения госпрограммы "Научно-технологическое развитие РФ" (12,8 миллиарда), а оставшиеся 9,6 миллиарда — из-за сокращения финансирования госпрограммы "Развитие авиапромышленности".

Со ссылкой на источник "Ъ" отмечает, что сокращение затронет в основном субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат, связанных с покупкой воздушных судов, а также субсидии, компенсирующие обслуживание этих самолетов и вертолетов. Суммарно речь идет о сокращении на 8,5 миллиарда руб.

"Нет самолетов — нет потребности в компенсирующих субсидиях", — пояснил источник "Ъ", связывая это со "сдвигом вправо сроков и объемов по комплексной программе развития авиаотрасли.

В заключении комитета Госдумы также говорится, что сокращение финансирования может увеличить риск переноса срока поставок. Но те же риски есть и из-за высокой ключевой ставки Центробанка.

Тем временем в Ростехе изданию сообщили, что планы по поставкам самолетов авиакомпаниям не изменились.

"Ведем испытания новых самолетов и готовим серийное производство, чтобы со следующего года приступить к поставкам SJ-100 и МС-21 в авиакомпании", — цитирует "Ъ" Ростех.

Однако главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов считает, что сокращение финансирования любых промышленных программ "вряд ли может ускорить процесс". Но оценить масштаб последствий пока сложно, так как нет данных о финансовых запасах у производителей.

Гендиректор компании "Авиасистемы" Дмитрий Хоружик уверен, что сокращение финансирования на поставки не повлияет, потому что главная проблема авиастроения не в деньгах. Ключевая проблема — перебои с поставками комплектующих, которые возникают из-за загруженности предприятий-поставщиков, а также незавершенность опытно-конструкторских работ, связанных с импортозамещением.

"Никакими деньгами это не ускорить", — убежден Хоружик.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что основные статьи расходов, влияющие на сроки поставок, пока не затронуты, но не стоит забывать и про реальную инфляцию. Поэтому объем средств, заложенных на решение прикладных задач, нужно индексировать.

МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Его собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет впервые взлетел с российским двигателем ПД-14.

В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям 9 машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.

Пока основная масса заказчиков нового лайнера — это российские компании, но есть предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, "Азербайджанские авиалинии" и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, планы о покупке иркутских лайнеров заявляла белорусская компания "Белавиа".

Сейчас МС-21 с отечественными двигателями проходит летные испытания: недавно он успешно перелетел из Иркутска в Москву. Авиаэксперт оценил этот первый значительный полет и рассказал, какие испытания предстоят лайнеру дальше. Также специалисты называли сроки, когда должны закончиться все сертификационные испытания. Авторские права на данный материал принадлежат «ИрСити.ру». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Источник: aviaport.ru