О создании сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 и руководстве прославленным КБ
Продолжение. Начало здесь.
Создание Ту-144
Штурм звукового барьера был начат военными самолетами, но в середине прошлого века бурное развитие переживала не только военная, но и гражданская авиация. Пассажирские реактивные лайнеры также подходили к тому, чтобы летать на сверхзвуковых скоростях. Высокие скорости давали ощутимую экономию времени, что в масштабах нашей страны демонстрировало бы хорошие экономические показатели. Только представим себе, что рейс Москва-Владивосток, будучи выполненным сверхзвуковым самолетом, дает экономию полетного времени почти в полтора-два раза. Если Ту-104 тратил на данный перелет порядка 12 часов летного времени, совершая его с тремя промежуточными посадками, то новый сверхзвуковой авиалайнер, двигаясь со скоростью порядка 1.5-2 М, проходил бы этот маршрут за 7-8 часов с одной посадкой для дозаправки. А в ближайшей перспективе планировался и сверхзвуковой беспосадочный перелет.
Аналогичные расчеты проводились в то время в Европе и Америке. Там также планировалось создание сверхзвукового трансатлантического коммерческого авиалайнера. Престиж нашей страны требовал первенства в этой разработке. Задание было поручено КБ Андрея Николаевича Туполева. Будущий лайнер получил порядковый индекс Ту-144, по традиции туполевского КБ — со счастливой четверкой в конце. Главным конструктором проекта был назначен Алексей Андреевич Туполев.
Создание первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера явилось сложнейшей задачей, для успешного решения которой были привлечены ЦАГИ и целый ряд научно-исследовательских институтов. Был решен огромнейший объем новых технических задач, связанных с особенностями длительного сверхзвукового полета. Официальным стартом работ по новой крылатой машине стало Постановление Правительства СССР № 798-291 от 16 июля 1963 года. В том же году, незадолго до назначения главным конструктором по Ту-144, Алексей Андреевич успешно защитил диссертацию и стал доктором технических наук.
Новый советский авиалайнер был создан в течение пяти лет. Для нового во всех отношениях самолета это очень короткий, можно даже сказать, рекордный срок. Первый полет машины состоялся 31 декабря 1968 года, отечественный самолет взлетел раньше англо-французского «Конкорда» на два месяца. По скорости, практическому потолку и пассажировместимости Ту-144 выигрывал у «Конкорда», уступая ему лишь по расходу топлива. Но тут стоит отметить тот факт, что в то время в Советском Союзе цены на топливо были значительно ниже общемировых, и вопрос экономической целесообразности не стоял так остро, как на Западе. К слову, американский проект сверхзвукового лайнера Боинг-2707 вообще не вышел из стадии прототипа и был свернут в 1971 году.
Советский Ту-144 был выпущен серией из 16 бортов, а 5 июня 1969 года «сто сорок четвертый» впервые в истории пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. Лайнеры были выведены на ограниченную эксплуатацию, но, к сожалению, по ряду причин не стали массовыми. Сложная машина требовала доводки, также под новый лайнер нужно было расширять инфраструктуру и средства обеспечения полетов. Внедрение Ту-144 в массовую эксплуатацию потребовало бы от гражданской авиации своеобразной технической революции: усовершенствования и модернизации существующих взлетно-посадочных полос, реформы системы управления воздушным движением, обновления всего диспетчерского оборудования, изменения системы наземного технического обслуживания, систем доставки и обслуживания пассажиров. Не всем в то время такие идеи пришлись по душе. Свою негативную роль сыграла и катастрофа нашего Ту-144 в Ле-Бурже, случившаяся в 1973 году…
Новый советский авиалайнер опередил свое время, и, как бы то ни было, именно наша страна является первой в деле разработки и создания сверхзвукового пассажирского самолета. Эта заслуга на счету замечательного авиаконструктора Алексея Андреевича Туполева. За выдающиеся успехи в деле создания новых самолетов Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 сентября 1972 года Алексею Андреевичу Туполеву было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
Генеральный конструктор прославленного КБ
23 декабря 1972 года отечественное авиастроение понесло тяжелейшую утрату — ушел из жизни Андрей Николаевич Туполев. В 1973 году генеральным конструктором КБ стал Алексей Андреевич Туполев. Ныне ПАО «Туполев» входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Госкорпорации Ростех. На рубеже 1970-80-х годов работы советским авиастроителям хватало с избытком. Сразу несколько проектов военных и гражданских машин вело в то время и ОКБ Туполева под руководством Алексея Андреевича. Одновременно с разработкой серийного варианта Ту-144 Туполев-младший активно занимался модернизациями, направленными на улучшение летных данных дальних ракетоносцев Ту-22М2, Ту-22МЗ и Ту-95МС. В интересах «Аэрофлота» в КБ проводилась большая работа по внедрению в эксплуатацию пассажирского самолета Ту-154Б в самый сложный период завершения освоения этой машины летным составом.
Используя наработки, полученные при создании Ту-144, шла работа по созданию многорежимного стратегического самолета-ракетоносца Ту-160. Огромное число предприятий и организаций отечественной авиационной промышленности, а также смежных производственных отраслей под техническим руководством Алексея Андреевича Туполева работали над реализацией Ту-160. Генеральный конструктор умело организовал коллектив своего ОКБ на разработку этого уникального самолета. До сих пор по числу примененных новшеств, вложенных в его компоновку, конструкцию и технологию новых решений, Ту-160 не имеет себе равных. Многолетняя напряженная работа ОКБ под руководством Алексея Андреевича увенчалась триумфом. В лице Ту-160 наша страна получила великолепный стратегический боевой авиационный комплекс, который и сегодня состоит на вооружении ВКС Российской Федерации.
Активное участие приняли туполевцы в проектировании и создании отечественного пилотируемого многоразового космического корабля «Буран». В области гражданской авиации в ОКБ Туполева велись работы по поиску новых компоновок с точки зрения удобства эксплуатации и высоких экономических характеристик с новыми турбореактивными двигателями высокой степени двухконтурности. Опыт эксплуатации, научные исследования и модернизационные работы позволили улучшить эксплуатационные показатели самого массового лайнера «Аэрофлота» Ту-154, была создана его модификация Ту-154М. В результате совместных исследовательских работ ЦАГИ и ОКБ Туполева под руководством генерального конструктора Алексея Туполева был создан проект пассажирского самолета Ту-204, который должен был отвечать требованиям эксплуатации XXI века. На базе исходного проекта затем было создано целое семейство его модификаций, призванных стать самыми массовыми, удобными в эксплуатации, экономически доходными и экологически чистыми гражданскими самолетами нашей страны.
Создание и эксплуатация Ту-204 пришлось на сложный период в жизни нашей страны. Однако, несмотря на все трудности, созданные под руководством Алексея Андреевича Туполева самолеты семейства Ту-204 были построены в количестве 89 экземпляров. Эти машины благодаря своим высоким летно-эксплуатационным характеристикам смогли пережить трудные годы засилья в нашем небе бывших в употреблении «иномарок» от Боинга и Эйрбаса, и в настоящее время на Казанском авиационном заводе снова налаживается серийный выпуск самолетов семейства Ту-204/Ту-214. Для производства самолетов Ту-214 в 2024 году на авиазаводе в Казани запустили пять объектов, включая механосборочное производство, заготовительно-штамповочное производство и этап агрегатной и окончательной сборки. В эксплуатацию было введено новое оборудование, которое позволит в разы сократить время выполнения отдельных этапов производственного цикла. В перспективе Казанский авиазавод должен выйти на производство 20 самолетов Ту-214 в год. Создание такого уникального самолета, который по прошествии 30 лет не устарел и не утратил актуальности, является крупной заслугой генерального конструктора Алексея Андреевича Туполева и руководимого им коллектива ОКБ.
Наряду с конструкторской работой Алексей Туполев всегда уделял большое внимание подготовке квалифицированных кадров для авиастроительной промышленности. Алексей Андреевич вел научную и преподавательскую работу в Московском авиационно-технологическом институте, был профессором, заведующим кафедрой. Он передавал ученикам свой огромный опыт конструкторской работы и принимал непосредственное участие в подготовке сотен первоклассных авиационных специалистов, которым предстоит развивать отечественную авиацию в настоящем и будущем.
Он был избран академиком и действительным членом Академии наук СССР, внес значительный личный вклад в работу Института автоматики Академии наук СССР. Алексей Андреевич Туполев — лауреат Ленинской и Государственной премий, был награжден многими высшими орденами СССР. Алексей Туполев является автором трудов по аэродинамической компоновке сверхзвуковых летательных аппаратов и авиационной эргономике. Алексей Андреевич награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», различными медалями. Алексей Андреевич Туполев ушел из жизни 12 мая 2001 года после тяжелой и продолжительной болезни. Президент Российской Федерации Владимир Путин так сказал о Туполеве-младшем: «Выдающийся конструктор, Алексей Андреевич много сделал для того, чтобы и в новом тысячелетии наша авиационная техника занимала передовые рубежи».
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Источник: aviaport.ru