— Представьте ваше предприятие.
— Позвольте для начала несколько слов о том, где, как и для кого мы работаем. Чукотка… Территория — огромная. Расстояние между населенными пунктами большое. Наземного транспорта нет. Воздушный транспорт — это наше все. Это — гарантированный проезд в отпуск проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, перевозки между поселками, авиаработы по санавиации и лесоохране, доставка почты и продуктов, медицинская помощь. ФКП «Аэропорты Чукотки» в высшей степени социальное предприятие.
Оно образовано в 2010 году Распоряжением Правительства Российской Федерации. В его составе девять аэропортов: Анадырь (Угольный), Певек, Кепервеем, Беринговский, Залив Креста, Залив Лаврентия, Марково, Омолон, Бухта Провидения. Анадырь и Провидения — международные аэропорты. Анадырь и Певек имеют искусственную взлетно-посадочную полосу, остальные — грунтовую.
По штату у нас 745 сотрудников. Работают 581 человек. Пятая часть из них — пенсионеры.
— Как начинали?
— На момент образования предприятия большинство объектов аэропортовой инфраструктуры, инженерные системы и сети филиалов имели высокую степень износа.
Сами здания аэровокзалов аэропортов, за исключением аэропорта Анадырь, введенные в эксплуатацию в основном в 1950-1970 годах, были построены по нормативным документам СССР, как аэропорты местного (внутреннего) сообщения между населенными пунктами региона. На сегодняшний день они не соответствуют требованиям действующих нормативных документов и актов.
Объекты аэропортовой инфраструктуры филиалов ФКП «Аэропорты Чукотки» находятся в крайне изношенном состоянии и требуют срочной реконструкции или строительства новых объектов. До завершения работ по реконструкции аэропортов наше предприятие вынуждено проводить в условиях финансовой недостаточности крайне необходимые ремонты производственных зданий и сооружений в пределах имеющихся денежных средств.
За период 2011 — 2023 годы на мероприятия по ремонту производственных зданий, периметровых ограждений, аэровокзалов и других вспомогательных объектов было направлено 409,7 млн. рублей. Это позволило повысить качество и безопасность предоставления аэропортовых услуг, но не решило проблему полностью. Решить ее может только реконструкция аэропортовых объектов за счет федеральных средств.
— Какова ситуация в этом плане?
— В 2024 году завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки, перрона с местами стоянок воздушных судов, замена светосигнального оборудования в аэропорту Певек, а в аэропорту Беринговский — продолжаются работы по реконструкции аэропортовой инфраструктуры, с учетом строительства полного комплекса зданий и сооружений. Кроме того, в период с 2025 по 2030 годы планируется проведение масштабной реконструкции аэропортовой инфраструктуры в аэропортах Залив Креста, Кепервеем, Марково, Лаврентия и Провидения.
— Как с техникой?
— За период 2011 — 2023 годы было направлено на приобретение 182 единиц автотранспорта и оборудования 776,3 млн.рублей. Но техника, приобретенная в 2011-2012 годах, особенно снегоуборочная, из-за постоянной ее эксплуатации в сложных климатических условиях, уже достигла своего полного износа и требует капитального ремонта или замены. Финансовых средств на реализацию этих мероприятий в предприятии в полном объеме нет. Поддержание годности имеющегося на балансе предприятия спецавтотранспорта по возможности проводится путем постоянных ремонтов собственными силами. Благодаря в основном профессионализму работников, эксплуатирующих изношенный спецавтотранспорт, не допускается срыв производственного процесса по аэропортовому и наземному обслуживанию ВС в аэропортах по причине недостаточности спецавтотранспорта.
— Традиционный вопрос: как с кадрами? Можно ли привлечь зарплатой? Каков он «длинный северный рубль»?
— Предприятие остро нуждается в профильных специалистах, таких как инженер по электротехническому обеспечению полетов, техник по эксплуатации аэродрома. Из рабочих профессий — электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и воздушных линий, электромеханик по обслуживанию светоэлектротехнического оборудования систем обеспечения полетов.
Отдаленность региона, суровый климат не привлекательны для молодых квалифицированных специалистов. Содействие работодателям для привлечения трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, конечно, оказывает Правительство Чукотского АО. В 2023 году ФКП «Аэропорты Чукотки» участвовало в подпрограмме «Повышение мобильности трудовых ресурсов» Государственной программы «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа». Привлечен один человек для работы в аэропорту Певек.
Отделом кадров регулярно направляются заявки в общероссийскую базу вакансий для поиска кандидатов на замещение вакантных должностей, но обратившиеся к нам кандидаты либо не соответствуют квалификационным требованиям, необходимым для замещения имеющихся в предприятии вакантных должностей, либо их не устраивает социальный пакет, отсутствует служебное жилье.
Предприятие не имеет финансовой возможности поддерживать конкурентоспособный уровень заработной платы и обеспечивать социальный пакет, способный мотивировать специалистов к переезду из центральных районов страны в удаленные поселки Чукотки.
— Еще один традиционный вопрос — работа по обеспечению безопасности полетов?
— Безопасность полетов в аэропортах ФКП «Аэропорты Чукотки» обеспечена. Уровень безопасности полетов соответствует требованиям руководящих документов гражданской авиации с соблюдением условий и требований СУБП в каждом аэропорту предприятия. Вся информация по безопасности полетов, поступающая в предприятие, своевременно изучается и анализируется с целью недопущения подобных нарушений при ведении производственной деятельности.
На постоянной основе в ФКП «Аэропорты Чукотки» работают «Группы по обеспечению безопасности на ВПП». Ежеквартально проводятся заседания группы с рассмотрением вопросов по обеспечению безопасности полетов на ВПП с обязательным ведением протокола заседания. Ведется мониторинг задержек рейсов по причинам нарушений безопасности полетов, собираются и анализируются данные о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов. О всех выявленных факторах опасности и рисках ежемесячно предприятие информирует соответствующие надзорные и руководящие органы.
Локальные руководящие документы по безопасности полетов в предприятии своевременно совершенствуются, дорабатываются в соответствии с действующими требованиями.
— Итак, если суммировать, каковы наиболее острые проблемы?
— Основное — это финансы, а точнее их недостаточность.
ФКП «Аэропорты Чукотки» испытывает недостаток финансовых средств для обеспечения своей производственной деятельности в соответствии с законодательными нормами. Особенно остро стоит вопрос с финансированием таких статей расходов, как:
- оплата потребленной электроэнергии — в 2025 году средний уровень тарифов на электроэнергию на территории Чукотки составляет 25,5-36,5 руб./квт·час;
- заработная плата — действующие законодательные нормы требуют ее ежегодной индексации и поддержания средней зарплаты на уровне, не ниже средней зарплаты по отрасли в регионе. ФКП не имеет возможности в полном объеме профинансировать эти условия;
- крайне недостаточно финансовых средств, как уже выше сказано, на мероприятия по развитию предприятия: на дорогостоящие ремонты спецтранспорта, механизмов, оборудования и их обновление или приобретение недостающих.
При постоянном и достаточно высоком ежегодном уровне инфляции в последние годы размер выделяемой предприятию субсидии на ведение производственной деятельности остается практически неизменным, финансовые возможности предприятия с каждым годом снижаются. При этом требования к численности персонала, к оснащению производства оборудованием растут. Предприятию все сложнее становится исполнять требования нормативных документов.
При этом хочется отметить, что Росавиацией сформирован план мероприятий по капитальному ремонту объектов инфраструктуры аэродромов и ее модернизации на период до 2030 года. С 2025 года начнется выделение подведомственным предприятиям, в том числе и ФКП «Аэропорты Чукотки», субсидий под реализацию запланированных мероприятий. Это частично решит имеющиеся проблемы.
В этих условиях предприятие в целях создания условия для развития малых региональных аэропортов Крайнего Севера при существующем дефиците бюджета выходило в вышестоящие органы с предложением пересмотреть и внести изменения в требования нормативной правовой базы, применяемой в отношении аэропортов указанной категории. В силу своего географического расположения, плотности населения на территории, типов эксплуатируемых воздушных судов, интенсивности полетов, а также эксплуатируемых объектов аэропортовой инфраструктуры обеспечение установленных нормативных требований сопряжено не только со значительными непосильными для ФКП финансовыми затратами, но и часто невыполнимо по причине отсутствия в регионе соответствующих условий и материальной технической базы для их исполнения. В настоящее время применяемые на территории Российской Федерации требования к аэропортам формируются с учетом присвоенной категории, при определении которой отсутствуют оценочные критерии присутствующие исключительно у объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в труднодоступных удаленных регионах нашей страны.
Сергей Викторович Батыченко возглавляет ФКП «Аэропорты Чукотки» более 10 лет. Трудится на Чукотке более 30 лет. Имеет три высших образования. Уникальный опыт и очень нужная работа. Проблемы, поднятые им в беседе, во многом типичны и для других северных ФКП. Их голос должен быть услышан.
Беседовал: Евгений Сергеев
Фото: Журнал «ПАРТНЕР Аэропорт» Авторские права на данный материал принадлежат «Журнал "ПАРТНЕР Аэропорт"». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Источник: aviaport.ru