Санитарная авиация в России 14 мая отмечает 100 лет с момента создания
14 мая отмечается Международный день санавиации. В этот день в 1929 году в Париже открылся Первый международный конгресс по санитарной авиации. РБК Life вспомнил историю создания службы в нашей стране и побеседовал с пилотом вертолета Национальной службы санитарной авиации госкорпорации "Ростех" Ириной Долининой.
Впервые служба, которую называют еще "воздушная скорая помощь", появилась в нашей стране 100 лет назад. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР выступил с инициативой создать ее в 1925 году. Два года спустя первый санитарный самолет был передан Красной армии. Модель К-3, разработанная в конструкторском бюро Константина Калинина, была рассчитана на одного пилота, одного врача и двух лежачих или четырех сидячих пациентов.
С тех пор санавиация в нашей стране переживала разные времена. После распада Союза даже была на грани исчезновения. Нынешняя Национальная служба санитарной авиации была создана в 2017 году и уже в 2018 году была назначена единственной государственной воздушной службой по оказанию медицинской помощи в стране.
Благодаря вертолетам прибытие медиков не задерживают ни пробки в крупных мегаполисах, ни сложные погодные условия и бездорожье. Получив сигнал о ДТП или чрезвычайной ситуации, экипаж вертолета санавиации готов к вылету уже через 10 минут. Сегодня на службе воздушной скорой помощи работают две модели воздушных судов, это Ми-8 и "Ансат" — первая российская модель, полностью сконструированная и построенная после распада СССР. Новые машины, разработанные в конструкторском бюро Казанского вертолетного завода в конце 1990-х, уступают Ми-8 по вместимости, но не по дальности полета.
На одном из "Ансатов" Национальной службы санитарной авиации пилотом работает Ирина Долинина. За плечами хрупкой девушки более тысячи летных часов. В 23 года она стала командиром воздушного судна и была внесена в Книгу рекордов России и Международный реестр рекордов как "Первая женщина — пилот вертолета "Ансат" в мире". Она рассказала в беседе с РБК Life, что осознанно выбрала профессию, уехав из дома и поступив учиться на пилота.
"В России есть только один колледж, который готовит пилотов вертолетов — Омский колледж гражданской авиации имени В.А. Ляпидевского. По окончании школы я прошла медицинскую комиссию, отправилась в Омск, подала документы и успешно поступила. А уже после колледжа меня приняли в авиакомпанию в качестве второго пилота — с этого момента началась моя профессиональная карьера", — вспоминает Ирина Долинина.
Очень важно грамотно оценить специфику работы, чтобы не столкнуться с разочарованием, когда романтика полетов встречается с суровой реальностью, подчеркнула пилот.
"Без романтики в нашей профессии, конечно, никак, но авиация требует особых качеств, закалки. Если цель поставлена осознанно, нужно действовать без оглядки на возможные предрассудки со стороны окружающих. "Ансат" — это легкий и довольно компактный вертолет, на нем удобно работать в городе, особенно если нужно приземлиться рядом с больницей. Он двухдвигательный, надежный и может быстро долететь до нужной точки — у него дальности вылета больше 500 км. Внутри есть все, чтобы врачи могли сразу начать помогать пациенту: стабилизировать состояние, провести реанимацию, если нужно".
Национальная служба санитарной авиации сейчас располагает парком из 76 вертолетов: 38 "Ансатов" и 38 "МИ-8". Каждый вылет — это шанс спасти чью-то жизнь, и это, конечно, придает работе особый смысл, призналась единственная в мире женщина — пилот вертолета "Ансат". Ирина Долинина рассказывает, что примером и ориентиром для нее и во время учебы, и сейчас служат герои авиации, среди которых и рядовые пилоты, и выдающиеся летчики.
"Среди знаменитых личностей выделю Валерия Чкалова, Александра Покрышкина, Ивана Кожедуба, Инну Копец, Галину Брок-Бельцову. Восхищаюсь легендарными женскими авиаполками — "Ночными ведьмами" и "Дневными фуриями". Мы бесконечно обязаны этим великим людям за их отвагу и службу Родине. Недавно был случай, когда мы летали в Жуковский по санитарному заданию, и к нам подошла мама с мальчиком, который оказался родственником знаменитого летчика-аса Амет-Хана Султана. В тот момент я подумала, что нам следовало подойти для фото, а не наоборот".
Амет-Хан Султан — дважды Герой Советского Союза. Свой первый подвиг совершил в 1942 году, протаранив вражеский "Юнкерс-88". Участвовал в Сталинградской битве. За время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета. После войны стал летчиком-испытателем, освоил около 100 типов летательных аппаратов и погиб при испытании самолета 1 февраля 1971 года.
Сегодня для женщин в авиации открываются такие же перспективы, как и для мужчин, продолжила в беседе с РБК Life Ирина Долинина.
"Важно оказаться в нашей среде осознанно, ставить перед собой четкую цель и просто наслаждаться каждым полетом. Выше нас — только небо!" Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Источник: aviaport.ru